Литература:

  1. П.Я.Канн "Прогулка от Летнего дворца до Зимнего дворца по Дворцовой набережной Петербурга"
    Санкт-Петербург "Петроградский и К" 1996

Миллионная улица, дом 10

Фрагмент фасада дома 10 по Миллионной ул. Дом 10 по Миллионной улице связан с жизнью и творчеством выдающегося архитектора А. И. Штакеншнейдера. Квартира, где он прежде жил (на Невском проспекте в доме лютеранской церкви Петра и Павла), стала тесной для его большой семьи. И в 1852 году Штакеншнейдер купил старый дом на Миллионной улице (участок его выходил и на набережную Мойки) и полностью перестроил его. В новое здание зодчий переехал с семьей в 1854 году, заняв здесь второй и третий этажи. Другие помещения и небольшие строения на участке домовладения заняли чертежные мастерские и различные хозяйственные службы.

Дом Штакеншнейдеров был одним из оживленных центров культурной жизни столицы в 1850-х годах. Частыми гостями семьи зодчего были писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович; архитекторы А. П. Брюллов, братья Иосиф и Людовик Шарлемань, Г. А. Боссе; живописцы И. К. Айвазовский, Ф. А. Бруни; знаменитый мебельный мастер А. Гамбс (на его фабрике — Большая Морская улица, дом 23 — предположительно были изготовлены 12 стульев, тех самых, неустанный поиск которых лежит в основе фабулы бессмертного романа создателей образа великого комбинатора Остапа Бендера писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова).

Великолепным было убранство внутренних покоев дома Штакеншнейдеров, его уютных гостиных и парадных залов. Дочь зодчего Елена Андреевна рассказывала об одном спектакле домашнего театра на Миллионной улице: «Входили через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень. Лампы в других местах проливали какой-то теплый свет на растения, там все листья играли золотом. Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против широких дверей сада стоит театр, окаймленный легкой грациозной аркой с кариатидами — предметом восхищения всех: и художников, и не художников. Зрителей было сто двадцать человек, кроме домашних...»

Сайт создан в системе uCoz