Литература

  1. Гинзбург А.М. Кириков Б.М. Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века. Справочник под общей редакцией Б.М.Кирикова
    "Пилигрим" Санкт-Петербург 1996
  2. Витязева В.А. Кириков Б.М. Ленинград. Путеводитель.
    Лениздат 1986
  3. И.Е.Гостев "Владимир Щуко". Статья из книги
    "Зодчие Санкт-петербурга. XX век"
    Составитель В.Г.Исаченко.
    Санкт-Петербург. Лениздат 2000 <

Каменноостровский проспект, дома 63,65.

В проектировании зтих домов принимал участие их владелец инженер К.В.Марков. В 1908 году Константин Васильевич Марков возвел для себя первый доходный дом по собственному проекту - дом 67 на углу с современной улицей Графтио и начал проектировать здания на двух соседних участках, 65 и 63 тоже принадлежащих ему. Но потом передал начатую работу архитектору Владимиру Алексеевичу Щуко. Когда столь искушенный заказчик привлекает архитектора к работе, которую в принципе мог выполнить и сам, он должен быть уверен в том, что приглашенный выполнит ее искуснее.

Каменноостровский проспект, дом 63. Фото автора Дом 63 построен в 1908-1910 годах. Фундаменты его заложили до того, как в работу включился Щуко, для которого план здания с отступом от красной линии оказался предопределяющим. Пластическое решение фасада графично и плоскостно. Этот фасад словно родился из листа, ранее сложенного, а потом разглаженного ладонью зодчего. Щуко без нажима нанес на него рисунок ордера, равноправного скульптурному орнаменту, и скульптуры, напоминающей об орнаментальной графике Ренессанса. Однако, поскольку следы от сгибов на листе все же остались, Зодчий обыграл ризалиты наподобие театральных кулис. В результате фасад приобрел сходство с декорацией. Каменные лоджии интригуют прохожего, как театрала - сценическая декорация с балконом.
Каменноостровский проспект, дом 65. Фото Плешнева Бориса Сергеевича Дом 65 , построенный в 1910-1911 годах, относится к соседу как декорация к следующему акту того же спектакля. Это вариация на мотивы Палладио, прозвучавшие в архитектуре палаццо Вальмарана и Капитанио. Правда, надо заметить, что могучие по виду колонны размещены в композиции фасада скорее согласно логике, с какой в любимых им лоджиях громоздил колонны Карл Росси. Словно Щуко лишь застеклил примерно такую же крупномасштабную лоджию.

Едва ли не первым в русском домостроении Щуко использовал здесь "гигантский ордер". Пространство между колоннами заполнено эркерами. Контрастное сочетание поверхностей колонн и остекления эркеров - матового и сверкающего, шероховатого и гладкого, поглощающего и отражающего, твердого и хрупкого - не на шутку драматизируют облик здания. Показательно, что именно в этом доме Владимр Щуко свил себе гнездо: в квартире 26 расположился с семьей, а в мансарде устроил мастерскую.

Сайт создан в системе uCoz