Литература:

  1. П.Я.Канн "Прогулки по Петербургу"
    Санкт-Петербург "Палитра" 1994
  2. Гаврилова Н.Г., Голиков Ю.П. "Особняк Кочневой, Фонтанка 41"
    Акционерное общество "Светоч" Санкт-Петербург 1999

Фонтанка 41

Особняк (или дом) Кочневой возведен в 1805-1809 гг. известным архитектором, находящемся в эти годы на вершине своего творческого таланта, Луиджи Руска для гостинодворского купца первой гильдии Федора Ильина и его семейства, которое владело им до 1889 г. Затем его приобрел лесопромышленник Павел Алексеевич Кочнев на имя своей супруги Ольги Александровны Кочневой. В историографии города здание известно как «Особняк или Дом Кочневой». При этом обычно подразумевают уже не только О.А. Кочневу, а и ее дочь Нину Павловну Кочневу, профессора Института экспериментальной медицины, которая жила в нем до своей кончины в 1954 г., правда уже во флигеле.

Приверженец "законов простоты и вкуса", считавший барокко "дурным вкусом", Руска решил построить особняк в "высоком" стиле классицизма. Исходя из неправильной формы поросшего мелколесьем заболоченного участка, он спланировал особняк в виде буквы "Г" или как бы костыля с толстой "ручкой" главного корпуса, фасад которого выходит на Фонтанку, и несколько скошенного, примыкающего в виде длинной "палки" дворового флигеля. Напротив флигеля были предусмотрены сарай и конюшня. Цоколь здания - из сердобольского гранита. Работы по возведению здания и отделке его интерьеров выполнялись первоклассными мастерами, благодаря мастерству которых здание выдержало испытание стихией - наводнения 1824 и 1924 годов, а также бомбежки и артобстрелы Великой Отечественной войны.

Для внутренней отделки особняка Руска приглашает двух русских скульпторов - И.И.Теребенева и М.П.Александрова-Уважного, работами которых стали скульптурный фриз на мифологические сюжеты в Большом зале и десюдепорты-барельефы в гостиной. Для росписи стен и потолков Руска пригласил живописцев Дж. Скотти и Шлера. Внутренняя отделка парадных комнат особняка отличается стилистической законченностью и высоким мастерством исполнения, что ставит этот особняк в один ряд с лучшими памятниками архитектуры Петербурга начала XIX века.

Фонтанка 41. Фото автора

В целом общий облик фасада скромен, что отвечает принципам Руска, но своеобразная композиция и классическая строгость придают ему неповторимый, истинно петербургский, облик. Здание имеет три этажа и выстроено с расчетом на то, что второй и третий этажи будут сняты только семьей владельца. Нижняя квартира предназначаась для возможной сдачи внаем.

В настоящее время фасад окрашен в желтый с белым цвета. Цоколь гранитный, нижний этаж рустован и имеет 9 оконных осей. Второй этаж (11 окон) выделен горизонтальным поясом между вторым и перым этажами и акцентирован по центральной оси балконом с балюстрадой на четырех гранитных кронштейнах, украшенных розетками. Окна второго этажа больше остальных по размеру и обрамлены наличниками и горизонтальными выступами над ними — сандриками. Это связано, в первую очередь, с тем, что на том этаже находятся парадные комнаты.

Третий этаж решен очень скромно, но также со вкусом. Он выполняет бытовые и деловые функции, и поэтому там почти вадратные окна заниженной высоты. Завершает целостный облик здания карниз с 58 модульонами. Интересно, что зодчий отказался от использования ордера в художественном оформлении фасада, придав зданию своеобразный «демократический» облик.

Проезд ворот перекрыт коробовым сводом, а сами въездные ворота расположены не по центру, а смещены влево. Если присмотреться, то на резной деревянной фрамуге ворот в картуше просматривается чудом сохранившаяся до наших дней буква «И», соответствующая первой букве в фамилии первого владельца особняка. Отличительная особенность дома — отсутствие входа в фасадной части. Две входные двери находятся под аркой, ведущей во двор. Возможно, это было сделано для экономии места, что, кстати, было удобно: выходя из экипажа, люди не попадали под дождь или снег. Ближняя дверь выходит на площадку перед квартирой первого этажа, а вторая — прямо на площадку лестницы в бельэтаж. Далее арка ведет во внутренний двор, где по правой границе участка расположен узкий трехэтажный флигель. В строении напротив размещались конюшня и каретный сарай.

Во внутренней планировке сохраняется традиционная для дворцов и особняков анфилада залов, но здесь их только три, что как раз и свидетельствует об ограниченности размеров здания. Руска достиг поставленной цели — создать анфиладу парадных помещений, обеспечить торжественность подхода к ним и удобство расположения остальных комнат и сообщения с ними. Анфиладу составляли: зал, гостиная-столовая и спальня хозяйки особняка. В больших дворцах комнаты и залы располагались в одну линию, и в эту же линию укладывались все проходные двери, создавая анфиладу. При открытых дверях вид был воистину впечатляющий. Однако при постройке небольших особняков недостаток места, вынуждал архитектора уже в проекте изымать некоторые комнаты из классического ряда анфилады и помещать их в глубине этажа перпендикулярно анфиладе и вне ее. Так получилось и в данном случае.

И все-таки в этом особняке к помещениям на втором этаже применимо определение «анфилада» благодаря эффекту зеркал, которые зрительно расширяли и удлиняли пространство, отчасти из-за того, что часть больших зеркал располагалась в крайних комнатах на стенах против дверей. Придать парадный вид небольшой по сравнению с дворцами площади особняка было трудно, но Руска тем не менее решил эту задачу. Визуально весь объем особняка не кажется тесным, благодаря ряду оригинальных и интересных архитектурных решений.

Планировка первых двух этажей схожа между собой. Только на третьем этаже, куда не доходила главная лестница, занятом более функциональными помещениями, вероятно находились рабочий кабинет и приемная, классная комната для детей, комнаты гувернантки, няни, гостевая, гардеробная и т.д. Естественно, что оформление этих помещений было более скромным, но и там тоже имелись лепные украшения и живопись.

К парадным помещениям в особняке следует причислить:
1) «Главную» лестницу
2) Каминный зал или Зеркальную гостиную
3) Кабинет
4) Спальню-будуар (зал гризайль)
5) Столовую (театральный зал)
6) Гостиную

ГЛАВНАЯ ЛЕСТНИЦА ведет на второй этаж. Она как бы открывает особняк и, являясь специфическим стилевым камертоном творения Руска, вводит посетителя в атмосферу здания. Таково ее функциональное назначение, которому полностью соответствует оформление. Это широкая лестница с невысокими и удобными ступенями, в четыре марша, на сводах, покоящаяся на четырех внутренних столбах квадратного сечения, завершается площадкой, свет на которую попадает через три окна второго этажа, выходящих во двор. Лестница в целом решена очень гармонично, красиво и даже остроумно: в два света, с плоским перекрытием над вторым этажом. Ограждение маршей лестницы это в то же время и ее украшение: кованная металлическая решетка красивого ампирного рисунка из переплетающихся овалов, завершенных поясом меандра — ажурного орнамента в виде изогнутых линий под углом в 90 градусов — и бронзовыми полированными перилами. На втором этаже стены украшены двумя большими парными живописными панно. Особенность их композиции заключается в том, что, идя по лестнице, как бы ощущаешь расширенное объемное пространство вокруг себя, чему способствуют изображения на двух панно пейзажей с уходящими вдаль колоннадами, садовыми решетками и статуями, а также расположенными у их основания бронзовыми сфинксами. В паддугах перекрытия размещены живописные панно на мифологические сюжеты, исполненные в зеленовато-серых тонах, автором которых был крупнейший художник декоратор Дж. Скотти. В углах — четыре аллегорические фигуры, олицетворяющие: «Живопись», «Скульптуру», «Театр» и «Астрономию». Потолок над лестницей и площадкой второго этажа производит снизу впечатление красочного купола. На самом же деле он плоский с геометрически четким рисунком плафона. На росписи реставрированного плафона воссоздана первоначальная композиция с изображением облегчающих конструкцию кессонов. С потолка свешивается великолепная бронзовая люстра, в стиле ампир, выполненная известным мастером Штанге.

КАМИННЫЙ ЗАЛ или ЗЕРКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ представляет наибольшую художественную ценность особняка. Здесь отлично сохранились барельефы фриза, камин и кафельные печи. Анфиладу помещений, идущую вдоль Фонтанки, открывает именно этот зал, служивший владельцам дома в качестве танцевального.

Каминный зал — одна из самых нарядных комнат. Это прямоугольный в плане зал с пятью окнами, с беломраморными подоконниками, простенными зеркалами, опоясанными поверх заодно с окнами белым с золотом карнизом, и тремя дверями. Окна выходят на набережную Фонтанки.

В 1919 году О.А. Кочнева следующим образом описала убранство этого зала: плафон — работы художника Шлера, барельефы — скульптора Теребенева, фрески, пилястры и прочее— художника Скотти, белый мраморный камин — работы Трискорни, паркет с выжиганием — работы Гербера. Первый паркет работы мастера Гербера с выжиганием не сохранился, и сейчас он заменен наборным, настланным во время реставрации, и покрыт лаком.

Антаблемент стен зала представлен лепным поясом из завитков, в виде «набегающей волны», и завершен широким скульптурным барельефом-фризом, выполненным на мифологические темы. Это главное украшение в светлом зале. Фриз работы И.И. Теребенева расположен по двум поперечным и одной продольной стенам, напротив окон, и завершается карнизом с модульонами.

Перекрытие зала — плафон с большим кругом: в центре - полихромная композиция, изображающая женскую фигуру, парящую в облаках, крылатого коня Пегаса — символ поэтического вдохновения и путти. Тона пастельные, мягкие, но все выглядит тяжеловесно. Вероятно, эта роспись появилась не позднее 1889 года, потому что при Кочневых плафон уже не подвергался реставрации.

В зале сохранились и подлинные произведения мастеров начала ХIХ века. Это, в первую очередь, средистенный камин белого мрамора с удивительно изящным резным орнаментом у продольной стены между дверьми, по описи работы Трискорни. Именно он дал теперешнее название залу. Камины есть и в других помещениях особняка, но там они смотрятся иначе, чем в этом зале. Топочное отверстие обрамлено ампирным рисунком с веселящимися младенцами — путти. Над камином имеется прекрасное большое зеркало почти во всю его ширину в белой с позолотой раме. Высокие прямоугольные зеркала висят в простенках между окнами, и еще одно зеркало находится в правой части зала у окна, создавая представление об анфиладе. Иногда каминный зал называют зеркальной гостиной. Зеркала обрамляют роскошные белые рамы, выполненные из багета. Все в целом это создает иллюзию расширения пространства зала.

С камином удачно гармонируют и две парные угловые изразцовые печи с прекрасно сохранившимся изящным рисунком работы мастеров начала ХIХ века.

КАБИНЕТ у Кочневых - это центральная прямоугольная комната анфиладной части здания. Два окна и дверь на балкон, выходящий на Фонтанку.

Фонтанка 41. Кабинет. Фрагмент интерьера. Фото автора

Прекрасный камин с надкаминным зеркалом, отделанный зеленым мрамором с колоннами работы мастера Гвидо, расположен напротив окон — все декоративное убранство создает особую неповторимую атмосферу теплоты и уюта. По сохранившемуся описанию О.А. Кочневой декоративное убранство кабинета состояло из плафона и стенной живописи художника Шлера, двух скульптурных барельефов над дверьми скульптора М.П. Александрова-Уважного. Пол был из паркета красного дерева работы мастера Гербера. В наши дни после реставрации стены кабинета завершены лепным фризом из листьев и розеток и карнизом с модульонами. Над двумя дверьми, ведущими в соседние комнаты, сохранились десюдепорты работы М.П. Александрова-Уважного на мифологические сюжеты. Один из них — «Суд Париса».

Фонтанка 41. Кабинет. Фрагмент интерьера. Фото автора

В некоторых местах оставлены участки стенной живописи в дореставрационном состоянии, и посетитель может воочию увидеть ту колоссальную работу, которую проделали реставраторы. Плафон приобрел первоначальный вид — в овале богиня Гера в колеснице, обрамленная чередующимися фигурами крылатых львов и масок. В простенках между окон расположены два красиво оформленных зеркала. Все тона красок в кабинете прекрасно гармонируют: стены светло-зеленого цвета и их роспись в желтых, зеленых, коричневых тонах, мрамор подоконников и искусственный мрамор откосов окон желтого цвета.

СПАЛЬНЯ-БУДУАР - ЗАЛ ГРИЗАЙЛЬ, третья по фасаду комната, замыкающая анфиладу, имеет в плане неправильную, но почти прямоугольную форму и при Кочневых служила спальней-будуаром. Такое название комнаты объясняется ее двойным назначением: это и опочивальня, и в то же время интимная гостиная хозяйки особняка, где она принимала близких друзей, занималась рукоделием. По воспоминаниям родственников, О.А. Кочнева, помимо своих духовных, материнских и деловых добродетелей, была великолепной рукодельницей. Уже в возрасте 80 лет, полуслепая, она связала очаровательные вещицы для внучатой племянницы. До 1918 года она много читала в этой комнате, предпочитая дамским романам более серьезную литературу. Оформление спальни-будуара - в коричневатых тонах, как и предыдущих помещений. По рассказам хозяйки живопись на стенах и потолке была выполнена Скотти. Здесь очарователен гризайль — однотонная декоративная живопись на фризе, шириной около 1,3 м, имитирующая лепку. Камин желтого мрамора работы Гвидо. Паркет работы Гербера. И сейчас напротив двери в кабинет находится большое зеркало, сохранившееся от тех времен, замыкающее анфиладу. Потолок разбит на три живописных поля: среднее — большое, гладкое (однотонное), прямоугольное со скошенными углами, в которых расположены медальоны с изображением головок мужчины и женщины, — и два боковых с изображением мифологических сцен. Две продольные стены имеют широкий фриз, вышеуказанный гризайль, выполненный в серовато-зеленых тонах, с изображением мифологических сюжетов и над ним — лепной меандровый пояс (здесь так же, как и в кабинете, сохранили расчищенный, но не отреставрированный участок фриза). Нижняя часть стен окрашена в светло-серый цвет.

До 1918 года на торцевой стене (против окон) над дверью бьиа полуциркульная ниша, в которой стояла красивая ваза, и по сторонам ниши располагались изображения трубящих ангелов. В нише имелась дверь в проходную комнату. В настоящее время вместо этой стены имеется арка, соединяющая два помещения. В результате получилась комната, одна часть которой находится в фасадной, а другая во флигельной части здания, где нет ничего примечательного.

СТОЛОВАЯ — ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЗАЛ. архитектурном плане Руска эта комната с двумя окнами, выходящими во двор, имела одну дверь, которая непосредственно сообщалась с проходной комнатой. Таким образом, она была, если так можно определить ее функцию, чисто сеМейной. Кочневы произвели реконструкцию старой столовой, увеличили ее площадь, и в результате она получила еще один выход на площадку второго этажа главной лестницы. На паддугах столовой очень воздушный, преимущественно растительный цветной орнамент, ниже него идет лепной карниз и живописный фриз в коричневых тонах с окаймлением. Увеличение площади произвели за счет снятия стены, граничащей с коридором. На месте стены оставили очень большой проем, по сути — арку с кариатидами по бокам, где теперь оборудована сцена. Скульптуры двух кариатид выполнил в 1890 году А.М. Опекушин.

Фонтанка 41. Столовая. Фрагмент интерьера. Фото автора

Помещение бывшей столовой, превращенной в 1993 году в театральный зал, великолепно: на потолке голубой плафон обрамлен орнаментальным поясом работы Скотти, живописный фриз, карниз с модульонами, над дверьми десюдепорты в виде лепных прямоугольных панно с изображением виноградных лоз. Зал камерный, очень уютный, с небольшой сценой и кулисами, имеет выходы в гримерную, на парадную лестницу и в проходные комнаты.

ГОСТИНАЯ. Эта комната с тремя окнами во двор в боковом корпусе, соединяющаяся дверями с проходной и коридором флигеля.

Фонтанка 41. Гостиная. Фрагмент интерьера. Фото автора

Два больших, красивых, отлично сохранившихся практически в своем первозданном виде панно работы Скотти, занимают большую поверхность, чередуясь с зеркалами и очень украшают комнату. Она находится несколько в стороне от основных апартаментов особняка, и в наши дни служит для приемов особо почетных гостей.

Остальные помещения особняка используются для служебных и хозяйственных целей, их интерьеры не представляют ныне эстетической ценности и интереса.

Таким образом, анфилада из трех комнат — каминного зала, кабинета и спальни-будуара, идущих вдоль набережной реки Фонтанки, сохранила свое стилевое единство, определенное еще Руска. Эти помещения сохранились до наших дней без особых реконструкций и изменений.

В особняке после революции чередой сменялись новые «владельцы», а точнее арендаторы: детский дом, редакция «Красной газеты», Сельско-строительный техникум и наконец Государственный строительный проектный институт М5 (ГСПИ-5), которые приспосабливали его для своих целей и потребностей. С 1964 года здесь расположились администрация и хозяйственные службы Ленконцерта, ставшего с 1993 года Петербург-концертом.

Реставрация проводилась в 1963, 1980 гг. Обе указанные реставрации осуществлялись помимо ремонтов, проведенных в 1950 -1952 и в 1992 годах. В 1950-1952 гг. реставрацию живописи выполнял Н.В. Перцев. Особенность реставрации была еще в том, что работы велись в здании, где находилось работающее учреждение.

Ныне уютные гостиные и залы особняка Н.П. Кочневой служат для камерных концертов и театральных представлений, приятной особенностью которых является живой голос исполнителей, певцов и артистов, не пользующихся микрофоном, что привлекает сюда ценителей прекрасного.

Сайт создан в системе uCoz